Разместите здесь вступительный текст про информационную безопасность образовательного учреждения
Информационная безопасность

Документы
Детские безопасные сайты
- http://i-deti.org/ — Портал «Безопасный инет для детей», ресурсы, рекомендации, комиксы.
- http://dotdeti.ru/ — Фонд «Разумный интернет», развитие в России детского интернета и поддержкой гуманитарных проектов во всемирной сети.
- http://www.gogul.tv/ — Федеральная программа безопасного детского интернета «Гогуль».
- http://сетевичок.рф/ — Твой главный советчик в сети. Здесь ты можешь узнать о безопасности в сети понятным и доступным языком, а при возникновении критической ситуации обратиться за советом.
- www.e-parta.ru — Информационно-познавательный портал для подростков.
- http://detskieradosti.ru/ — Детские радости: сайт, где родители найдут своим детям много веселых и увлекательных развлечений в онлайн режиме, а также скачают интересный материал.
- http://www.solnet.ee/ — Солнышко: Ежедневный познавательно-развлекательный портал для детей, родителей и педагогов.
-
http://www.newseducation.ru/ — «Большая перемена» сайт для школьников и их родителей.
Родителям
Советы по безопасности в этом возрасте
Документы
Педагогам
Педагогам про информационную безопасность
Методические и справочные материалы
Проблема обеспечения информационной безопасности школьников является актуальной особенно в условиях информатизации образования, когда каждый учащийся имеет личные электронные устройства и открытый доступ в Интернет. Информационная безопасность -это не только обеспечение безопасности персональных данных и знакомство с ососновными правилами безопасного использования сети Интернет. Для образовательной среды проблема стоит шире: в ограждении учащегося от информации, которая может негативно повлиять на его формирование и развитие.
Под информационной безопасностью понимается защищенность информационной системы от случайного или преднамеренного вмешательства, наносящего ущерб владельцам или пользователям информации. На практике важнейшими являются три аспекта информационной безопасности:
- доступность (возможность за разумное время получить требуемую информационную услугу);
- целостность (актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения);
- конфиденциальность (защита от несанкционированного прочтения).
Нарушения доступности, целостности и конфиденциальности информации могут быть вызваны различными опасными воздействиями на информационные компьютерные системы.
Основные угрозы информационной безопасности
Современная информационная система представляет собой сложную систему, состоящую из большого числа компонентов различной степени автономности, которые связаны между собой и обмениваются данными. Практически каждый компонент может подвергнуться внешнему воздействию или выйти из строя. Компоненты автоматизированной информационной системы можно разбить на следующие группы:
Аппаратные средства. Это компьютеры и их составные части (процессоры, мониторы, терминалы, периферийные устройства – принтеры, контроллеры, кабели, линии связи и т.д.);
Программное обеспечение. Это приобретенные программы, исходные, объектные, загрузочные модули; операционные системы и системные программы (компиляторы, компоновщики и др.), утилиты, диагностические программы и т.д.;
Данные, хранимые временно и постоянно, на дисках, флэшках, печатные, архивы, системные журналы и т.д.;
Персонал. Пользователи, системные администраторы, программисты и др.
Опасные воздействия на компьютерную информационную систему можно подразделить на случайные и преднамеренные. Анализ опыта проектирования, изготовления и эксплуатации информационных систем показывает, что информация подвергается различным случайным воздействиям на всех этапах цикла жизни системы. Причинами случайных воздействий при эксплуатации могут быть:
- аварийные ситуации из-за стихийных бедствий и отключений электропитания;
- отказы и сбои аппаратуры;
- ошибки в программном обеспечении;
- ошибки в работе персонала;
- помехи в линиях связи из-за воздействий внешней среды.
Преднамеренные воздействия – это целенаправленные действия нарушителя. В качестве нарушителя могут выступать служащий, посетитель, конкурент, наемник. Действия нарушителя могут быть обусловлены разными мотивами:
- недовольством служащего своей карьерой;
- взяткой;
- любопытством;
- конкурентной борьбой;
- стремлением самоутвердиться любой ценой.
Можно составить гипотетическую модель потенциального нарушителя:
- квалификация нарушителя на уровне разработчика данной системы;
- нарушителем может быть как постороннее лицо, так и законный пользователь системы;
- нарушителю известна информация о принципах работы системы;
- нарушитель выбирает наиболее слабое звено в защите.
Наиболее распространенным и многообразным видом компьютерных нарушений является несанкционированный доступ. Несанкционированный доступ использует любую ошибку в системе защиты и возможен при нерациональном выборе средств защиты, их некорректной установке и настройке.
Проведем классификацию каналов несанкционированного доступа, по которым можно осуществить хищение, изменение или уничтожение информации:
Через человека:
- хищение носителей информации;
- чтение информации с экрана или клавиатуры;
- чтение информации из распечатки.
Через программу:
- перехват паролей;
- дешифровка зашифрованной информации;
- копирование информации с носителя.
Через аппаратуру:
- подключение специально разработанных аппаратных средств, обеспечивающих доступ к информации;
- перехват побочных электромагнитных излучений от аппаратуры, линий связи, сетей электропитания и т.д.
Особо следует остановиться на угрозах, которым могут подвергаться компьютерные сети. Основная особенность любой компьютерной сети состоит в том, что ее компоненты распределены в пространстве. Связь между узлами сети осуществляется физически с помощью сетевых линий и программно с помощью механизма сообщений. При этом управляющие сообщения и данные, пересылаемые между узлами сети, передаются в виде пакетов обмена. Компьютерные сети характерны тем, что против них предпринимают так называемые удаленные атаки. Нарушитель может находиться за тысячи километров от атакуемого объекта, при этом нападению может подвергаться не только конкретный компьютер, но и информация, передающаяся по сетевым каналам связи.
Методические и справочные материалы
- Единый урок по безопасности в сети «Интернет»
- https://stepik.org/Безопасность-в-интернете-191/ «Безопасность в интернете»- курс от Академии Яндекса.
Интернет-ресурсы для педагогических работников
- Правила безопасной работы в интернете от компании Microsoft.
- Ролики по безопасному использованию интернета от компании Google .
- Рекомендации парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве».
- Методические рекомендации по проведению Единого урока по безопасности в сети «Интернет».
- Методические рекомендации для проведения лекций и бесед в образовательных учреждениях и на «Родительских уроках» по теме предупреждение и методы защиты от преступных посягательств в отношении несовершеннолетних.
- Методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования.
- Рекомендации корпорации Google «Детская безопасность».
Материалы к урокам безопасного интернета