МБОУ г. Иркутска СОШ №71 им. Н. А. Вилкова
город Иркутск, Иркутская область
  • Психолого-логопедическое сопровождение

    Изображения.

    Психолого-педагогическое сопровождение - что это?

    Одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения»,  «детей с ограниченными возможностями здоровья»,«учет образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья».

            В системе социальной защиты Российской Федерации значительное внимание уделяется вопросам обеспечения условий для получения образования детьми с ОВЗ – закон  «Об образовании в Российской Федерации», «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» и др.

    В законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

    «Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания».

    Закон об образовании гарантирует реализацию права на образование ребенку с ОВЗ через  создание  необходимых условий «для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов».

    Современная школа нацелена на создание условий для успешной социализации  детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

            Ребенок с ограниченными возможностями здоровья получает «цензовоеобразование сопоставимое по уровню его «академического» компонента с  образованием его здоровых сверстников, находясь в их среде, и в те же календарные сроки».

            Обязательным условием является систематическая специальная психолого - педагогическая поддержка, которая предполагает  создание адекватных условий дляреализаций особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

            Федеральные государственные стандарты, представляют собой нормативноправовые акты федерального уровня и выдвигают три основных группы требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования:

            1) Требования к структуре основной образовательной программы основного общего  образования. Каждое образовательное учреждение, исходя из своей уникальности, разрабатывает собственную образовательную программу, учебный план, учитывая, в том числе запросы и пожелания родителей школьников. Родители должны познакомиться с программой, чтобы понимать, как будут учить ребенка, по каким технологиям, чему его научат, какими качествами и умениями он будет обладать по окончании основной школы. Для развития потенциала обучающихся, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться  индивидуальные учебные планы, реализация которых должна сопровождаться поддержкой образовательного учреждения.

    2) Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования (требования к информационному пространству, материально-техническому обеспечению, учебному оборудованию, кадровым и финансовым условиям).

    3) Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. 

    Итогом обучения должна будет стать совокупность результатов: 

    - личностных (способность к саморазвитию, желание учиться и др.); 

    - метапредметных (универсальные учебные действия (УУД)); 

    - предметных (система основных знаний). 

    Оцениваться будет не то, что запомнил ребенок, а то, как он понял изученный материал и может ли его применить в разных ситуациях. Наряду с традиционными устными и письменными работами у учеников появится возможность «накопительной оценки» за выполнение тестов, проектов, различных творческих работ.

    Таким образом, к планируемым результатам освоения основной образовательной программы относятсяне только предметные, но и  личностные, метапредметные результаты.

    Для реализации психолого-педагогического сопровождения обучающихся в школе работают учитель-логопед, педагог-психолог и учитель-дефектолог.

    Советы логопеда

    Как понять, что у ребенка дисграфия?

    Если Ваш ребенок посещает логопеда!


    Если ваш ребёнок посещает занятия с учителем-логопедом, знайте что плохую речь нельзя исправить за одно или даже за два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и его родителей.

     I. Исправление звукопроизношения проводится поэтапно:

    1-й этап — подготовительный (формирование интереса к логопедическим занятиям; развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия с помощью игр и специальных упражнений; формирование и развитие артикуляционной моторики — это выполнение артикуляционной гимнастики и специальных упражнений для губ, языка, голоса, дыхания и др.) (протекает у многих детей медленно и требует длительной тренировки).

    2-й этап — постановка звуков (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов).

    3-й этап — автоматизация  - закрепление звука в слогах, в словах, предложениях (протекает у многих детей медленно и требует длительной тренировки).

    4-й этап — дифференциация поставленных и автоматизированных звуков

     (в случаях замены одного звука другим).

    5-й этап — автоматизация звуков в самостоятельной (спонтанной) речи  - в монологах, диалогах.

    Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого и свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться. Тренируйтесь, пожалуйста, дома!

    Если звук еще не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику.

    Если звук уже поставлен — закрепляйте его: выучите с ребенком речевой материал, записанный в тетради домашних заданий, следите за звуками в повседневной речи.

    Не забывайте выполнять все рекомендации учителя-логопеда!

    Если ребенок пишет зеркально (буквы и цифры)
    Что такое зеркальное письмо?

    В русском  алфавите 33 буквы и 23 из них вызывает затруднение из-за свойств зеркальности. Зеркальное  написание букв свойственно  детям,  у которых ведущей рукой является левая  рука, но которых  « переучивали» на правую. А так же скрытая «леворукость».   Характерной особенностью является написание букв и цифр в направлении снизу вверх. Такое нарушение может быть временным явлением, которое проходит в начале обучения в школе, но в некоторых случаях оно может остаться и в дальнейшей жизни.

    Причины возникновения зеркального письма/написания.   Недостаточная  сформированность зрительно-пространственного восприятия и представлений о форме, величине предметов, и об их расположении в пространстве по отношению друг к другу

    • Недостаточная сформированность зрительного анализа и  синтеза.
    • Недостаточная сформированность буквенного гнозиса.
    • Еще одной причиной таких отклонений  является ведущее полушарие ребенка. Как правило, до семилетнего возраста более активно правое полушарие мозга. В этом случае сканирование пространства происходит справа налево, отчего и происходит путаница. К моменту начала школьного периода обычно у детей левое полушарие выходит на первый план, при котором сканирование пространства становится как полагается, слева направо.

    Как можно корректировать привычку к зеркальному письму?

    • Начните с того, что определитесь, какие именно буквы и цифры ребенок пишет зеркально. В русском языке есть буквы и цифры, которые невозможно написать зеркально (например, А, О, Н, П, М, цифры 8, 0).

    Работайте последовательно! Не хватайтесь сразу за все буквы и цифры! Например, несколько дней отрабатывайте одну-две буквы (из тех, которые пишутся зеркально).

    • Повесьте правильный графический образ буквы и цифры. 

     Проговаривайте, из чего состоит буква (цифра): сколько палочек, какие они — длинные, короткие, сколько кружочков, куда смотрит кружочек, где он расположен — вверху, внизу.

    • Распечатайте из интернета или купите прописи цифр, букв (желательно крупный формат и где есть стрелочки как писать).

     Перед тем как начать писать — пусть ребенок пальцем напишет букву или цифру на столе. А еще лучше — если и проговорит графический образ.

     И пусть ребенок при Вас обводит буквы. Контролируйте движения! Останавливайте неправильные. После того как обвел минимум 10 букв по точкам еще столько же напишет сам! Имейте ввиду, что почти все палочки пишутся сверху-вниз. Чаще все дети с зеркальным письмом рисуют палочки снизу вверх.

    • Несколько дней лепите букву (цифру) из пластилина, мягкой проволоки, конструируйте из счетных палочек, макарон, веревочек, веточек, рисуйте на песке, манке. Нарисуйте букву на бумаге и пусть ребенок обведет ее клеем-карандашом. Сразу после этого можно приклеить гречку и ощупывать пальцем объемную букву (цифру).

    Рисуйте на спине ребенка пальцем эту букву, а ребенок пусть рисует ее на Вашей спине(как вариант — на ладони, на столе). Купите мягкие пазлы с буквами (цифрами) и вытащите из него сами буквы (цифры). Они очень удобны для ощупывания с закрытыми глазами. Здесь включаются другие каналы восприятия. Попробуйте изобразить изучаемую букву с помощью рук, ног, дополнительных атрибутов.

     Не забывайте, что работа должна быть комплексной.

     Поэтому вторым направлением должно стать ориентирование в пространстве и во времени: что видишь впереди, кто остался сзади; что растет справа, слева, между, позади; что раньше, позже; что произошло перед тем как..., а после того как...; кто за кем идет; что находится немного ближе или чуть дальше и т.п.?

     Учите искать букву в обычной жизни! На подъезде, в лифте, в заголовках, рекламе, номерах машины и т.д.

    Примеры заданий для коррекции «зеркального» письма:

    s1200.jpghello_html_20383abb.png

    s1200 (1).jpg

    Памятка для родителей
    «УЧИМСЯ СЛЫШАТЬ ЗВУКИ И ПРАВИЛЬНО ИХ ПРОИЗНОСИТЬ»

    Вашему вниманию предлагаются речевые игры и упражнения, которые Вы можете использовать дома при закреплении правильного произношения. Помните, что Ваша речь – образец для ребенка, поэтому она должна быть четкой, внятной и выразительной. Не забывайте следить за правильностью произнесения ребенком закрепляемых звуков как в игре, так и в повседневной жизни. Не скупитесь на похвалу и поощрения, они – важный стимул для успешного закрепления полученных на логопедических занятиях навыков.

    «СТОП – ИГРА». Назовите любые слова. Ребенок говорит «стоп», если услышит слово с закрепляемым звуком. Уточните, какое слово услышал ребенок. Начинайте игру в медленном темпе, постепенно ускоряя его.

    «РАЗВЕДЧИКИ». Предложите всем членам семьи отправиться на кухню (в ванную, прихожую) или заглянуть в шкаф (холодильник) и найти как можно больше предметов с закрепляемым звуком. Кто найдет больше предметов, тот и победил.

    «УГАДАЙ-КА». Предложите детям угадать разные предметы по их описанию, напомнив при этом, что во всех словах «живет» закрепляемый звук. Подумайте о поощрении в случае угадывания и правильного произнесения слова.

        

    «БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН». При чтении сказок, рассказов или стихов попросите ребенка запомнить как можно больше слов с закрепляемым звуком из этого произведения. Аналогичное задание можно предложить при рассматривании иллюстраций в книге.

       

    «КТО БОЛЬШЕ?». Посоревнуйтесь со своим ребенком в придумывании слов с закрепляемым звуком.

       

     «МЫ – АРТИСТЫ». Проговорите с ребенком скороговорку, чистоговорку или короткое стихотворение с закрепляемым звуком несколько раз разными интонациями (удивленно, весело, грустно).

    Правильная речь – залог успешного обучения в школе.

    Каждый родитель мечтает о том, чтобы ребёнок учился легко и с удовольствием. А это во многом зависит от того, как ребёнок подготовлен к школе.

    Вместе с ребёнком за семь лет дошкольной жизни вы построили фундамент из многих кирпичиков. И чем крепче этот фундамент, тем увереннее  будет чувствовать себя ваш ребёнок в новой школьной жизни.  

    Одним из важных кирпичиков в этой постройке является речевое развитие  ребёнка. Устная речь является основой для письменной речи. Чем лучше у ребёнка развита устная речь, тем легче он овладеет в школе письмом и чтением.

    Развитая речь – это основа успешного обучения в школе. Речь, состоит из  взаимосвязанных составляющих. Недоразвитие   одной из них делает речь неполноценной.

    Первое - произношение.

    Неправильное произношение затрудняет обучение чтению и письму, особенно если ребёнок в речи заменяет одни звуки на другие. А если у ребёнка нарушено произношение нескольких звуков, то это затрудняет процесс общения.

    Затруднения в артикулировании проявляются в том, что ребёнок медленно читает, долго читает по слогам, затрудняется в понимании прочитанного.

             

    Второе - это фонематическое восприятие, то есть способность слышать звуки речи, определять количество и последовательность звуков в слове, количество слов в предложении. Фонематическое восприятие – это своеобразный кит, на котором держится обучение чтению и письму. Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся нередко не различают твёрдое и мягкое звучание согласных, в дальнейшем допускают много ошибок на грамматические правила (безударные гласные, удвоенные согласные, разделительный мягкий знак).

    Третье – словарь, то есть количество слов, которые ребёнок знает, смысл которых понимает и использует в активной речи. Низкий ограниченный словарный запас в дальнейшем затрудняет и понимание объяснений учителя, подбор проверочных слов, понимание прочитанного и пересказ, заучивание стихотворений. Объём и качество словаря напрямую зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому родителям необходимо знакомить ребёнка с новыми предметами, явлениями, их названиями. Важно беседовать с ребёнком, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых ребёнок может  по рассуждать.

    Четвертое – лексико-грамматический строй речи, то есть умение ребёнка правильно, грамотно построить фразу. Несформированность  грамматических представлений (трудности словообразования, словоизменения, неправильное употребление предлогов, окончаний) в дальнейшем приводит к трудностям в овладении письменной речи.

    И пятое – связная речь. Ребёнок должен уметь логично, последовательно пересказать какое-то событие  или свои впечатления о чём-либо. Наибольшие трудности в младших классах испытывают дети, не умеющие связно, последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление, а на более поздних этапах обучения ученики не владеют навыками написания изложения и сочинения. Речевые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими и поэтому очень важна правильная, красивая, литературная речь взрослого.

    Задача родителей – не опережающее изучение программы первого класса, а всестороннее развитие ребёнка. Посещайте вместе с ребёнком различные выставки, музеи, совершайте интересные поездки. Каждому первокласснику необходимы знания о жизни нашей страны, о родном городе или посёлке, о труде взрослых членов семьи, о природе         родного         края.

    Рекомендации родителям от учителя-логопеда

    Изображения.
    Изображения.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie